Настроения Рунета
Здравствуйте, уважаемый читатель.
Информационный канал Subscribe.ru продолжает вести мониторинг настроений российских интернет-пользователей. С периодичностью раз в полгода мы предлагаем своим читателям и сторонним пользователям Рунета ответить на серию вопросов, каждый из которых затем анализируется не изолированно друг от друга, а в составе интегральной оценки социальных, политических, экономических настроений.
Метод анализа социальных процессов в обществе, основанный на построении индексов социальных настроений, давно применяется в России и за рубежом. Любой сконструированный индекс - величина, искусственно полученная в результате определенной обработки эмпирических данных (в нашем случае - ответов респондентов). Такой индекс может служить показателем состояния или тенденции изменения "массового сознания". Исследования, проведенные в разное время и в разных странах, показывают, что существует тесная взаимосвязь политических, экономических, общественных оценок и мнений людей, которые складываются в единый вектор общественных настроений.
Построенный нами Индекс Социальных Настроений основан на данных опроса 1897 представителей активной (месячной) аудитории российских интернет-пользователей, поэтому его динамика напрямую зависит от того, как различные факты общественной жизни отражаются в их сознании и находят выражение на вербальном уровне. Для отслеживания социально-демографических характеристик выборки и ее перевзвешивания по данным для генеральной совокупности (предоставляемым Фондом "Общественное мнение") используются дополнительные вопросы.
При расчете ИСН используются 24 анкетных вопроса, которые объединяются в шесть групп, каждая из которых используется для расчета частных индексов ИСН в составе сводного индекса. Все используемые для построения ИСН вопросы нацелены на выделение положительных или отрицательных оценок. По каждому вопросу строится индивидуальный индекс как разность долей (в %) положительных и отрицательных ответов, и прибавляется 100, чтобы избежать появления отрицательных значений индекса.
Совокупный индекс ИСН рассчитывается как средняя из частных индексов. ИСН изменяется в интервале от 0 до 200, причем значения индекса менее 100 означают преобладание отрицательных оценок, а более 100 - положительных оценок.
А теперь - результаты.
Динамика Совокупного Индекса Социальных Настроений
(В целом по России и по регионам с шагом 6 месяцев)
ноябрь июнь январь август март ноябрь июнь январь
2008 2009 2010 2010 2011 2011 2012 2013
- Дальневосточный 132 132 125 117 107 97 109 123
- Уральский 128 123 130 122 117 97 112 117
- Центральный (кроме Москвы) 122 120 126 116 104 98 103 115
- Сибирский 128 119 132 122 106 95 107 113
----------------------------------------------------------------------------------
- В целом по России 126 121 128 118 106 95 108 111
----------------------------------------------------------------------------------
- Москва 122 117 122 111 101 97 111 109
- Приволжский 133 128 136 122 104 98 106 107
- Южный 129 120 132 120 106 90 104 106
- Северо-Западный (кроме СПб.) 123 121 129 118 109 92 113 106
- Санкт-Петербург 123 114 124 111 100 90 104 103
Как показали результаты измерений, производимых с полугодовым интервалом, до января 2010 года значение совокупного Индекса Социальных Настроений оставалось в зоне положительных оценок, а его изменение было подвержено незначительным "волновым" колебаниям. В массовом сознании российского интернет-сообщества повседневная ситуация воспринималась преимущественно в рамках сложившейся в эти годы структуры, описываемой как "стабильность".
Однако в 2010-2011 годах преобладала тенденция к снижению совокупного Индекса Социальных Настроений, что отражало нарастание негативных оценок ситуации в массовом сознании, а значение ИСН снижалось примерно на 10% каждые полгода. В первом полугодии 2012 года началось, а во втором полугодии 2012 года продолжилось возвращение совокупного Индекса Социальных Настроений к предкризисным значениям. При этом, наиболее высокие темпы восстановления наблюдаются в Дальневосточном, Уральском, Сибирском и Центральном федеральных округах России.
Указанное восстановление интегрального показателя было обусловлено, прежде всего, ростом значений по таким компонентам ИСН как частные индексы (1) личного положения - общей удовлетворенности жизнью, (2) материального благосостояния - потребительского доверия, (3) краткосрочных ожиданий. А негативные тенденции проявлялись ранее и сохраняются до сих пор, прежде всего, в динамике таких компонентов ИСН, как частный индекс (4) долгосрочных ожиданий, (5) оценок социального, экономического и политического положения России, (6) оценок деятельности власти.
Частные индексы в составе совокупного ИСН
(В целом по России с шагом 6 месяцев)
ноябрь июнь январь август март ноябрь июнь январь
2008 2009 2010 2010 2011 2011 2012 2013
- Индекс личного самочувствия
(общей удовлетворенности жизнью) 158 149 156 158 143 144 152 154
- Индекс личного материального
благосостояния (потребительского
доверия) 131 123 129 123 115 116 118 124
- Индекс краткосрочных ожиданий
(оптимизма/пессимизма) 106 111 132 107 99 80 95 112
----------------------------------------------------------------------------------------
- Индекс долгосрочных ожиданий
(оптимизма/пессимизма) 128 126 132 123 110 89 109 99
- Частный индекс социального,
экономического и политического
положения России 126 114 119 112 94 86 99 99
- Частный индекс оценок
деятельности власти 108 100 101 86 71 56 75 76
Устойчивость каждого частного индекса и, в конечном счете, интегрального показателя во многом обусловлена таким фактором, влияющим на общественные настроения, каким является доверие - психологическое состояние, которое объединяет людей с разным, а порой и с противоположным складом характера, объединяет разные организации, занимающиеся отличающимися друг от друга видами деятельности. Неизменно высокого уровня доверия у российских интернет-пользователей заслуживают члены семьи, ближайшие родственники, друзья, близкие и знакомые - значение этого частного индекса доверия составляет не менее 186 в любом регионе России. В меньшей степени доверием пользуются руководители тех компаний, организаций, где работают респонденты (значение частного индекса около 100 в среднем по России) и российские бизнесмены в целом (около 103). Напротив, низким уровнем доверия пользуются средства массовой информации (значение частного индекса около 99 в среднем по России), Президент (около 96) и Правительство России (около 67), администрации субъектов РФ (около 74), муниципальные органы власти (около 64).
НОВЫЙ ОПРОС: "Телевизионные приемники (волна 2)"
Среди участников опроса будут разыграны специальные призы - две веб-камеры L-Pro 1183
Чтобы принять участие в опросе Вам нужно пройти по следующей ссылке:
http://www.voxru.net/tvset2w.htmlЕсли указанная ссылка не открывается, скопируйте ее в буфер обмена, вставьте в адресную строку браузера и нажмите ввод.